Нубчен Сандже Йеше родился в Центральном Тибете в феврале 832 года.
Когда в месте захоронения рода Нуб на горе Дра Ривоче расцвело сандаловое дерево, монах из Китая сказал, что это предвещает рождение эманации, и показал, как ухаживать за деревом. В соответствии с
предсказанием у Селвы Вангчука из рода Нуб и его жены Чимо Трашицо родился
сын, который получил светское имя Дордже Тритцук, духовное имя Сандже Йеше и
тайное имя Дордже Янгвангтер. В
«Коренной тантре собрания Держателей осознавания» (тиб. rig- 'dzin 'dus-pa rtsa-ba'i
rgyud) есть
пророчество: «... тайны Тела Будды откроет драгоценность - Буддаджняна [Сандже
Йеше]».
В семь лет Нуб стал учеником Одрена Пелге Жону и изучил все науки. В юности он получил от Гуру Падмасамбхавы посвящение Восьми наставлений для передачи и множество других Учений, тантр и тайных указаний. Выполняя ритуалы, связанные с божеством Манчжушри, Нуб обрел признаки достижения. Он учился у великих Мастеров
Индии и Непала - у Шри Сингхи, Вималамитры, Камалашилы, Дханадхалы, Трактунга Накпо, Шантигарбхи, Дханаракшиты, Дхармабодхи, Дхармараджи, Васудхрары и других.
Также его Учителями были Ньяк Джнянакумара и восемь его прославленных учеников. Нубчен Сандже Йеше семь раз совершал
путешествие в Индию и Непал, и он
перевел множество тантр, тайных наставлений и ритуальных текстов, в том числе, ритуалов защитников
Учений.
Реализация Мастера упрочилась во время девятимесячного ритрита в Жуги Дордже Гомбу. В Ваджрасане (месте, где достиг Просветления
Будда Шакьямуни), а также в Юнгдрунг Ринчен Терне у него были видения Гухьяпати, Повелителя тайн. Ваджра Гухьяпати упала в руки Нуба, и он получил посвящение имени. В Олмошеле сын гандхарвы даровал Нубу имя Сандже. Обретя власть над богами и демонами, Нубчен Сандже Йеше получил посвящение как Мастер Тайной мантры. В соответствии с пророчеством Манчжушри, Экаджати вручила ему
символы достижения в месте захоронения Санглунг Накпо, в Индии. У Нубчена
Сандже Йеше были видения мандал
Падманартешвары и Ямантаки. Он получил посвящения этих мандал, и у него
проявились признаки достижения. Нуб обладал даром
ясновидения, мог ходить по воде, проникать сквозь горы и обладал другими чудесными способностями. Когда к
власти в Тибете пришел царь
Лангдарма, Учения Буддизма были запрещены и практикующие Дхарму подвергались преследованиям. Лангдарма и Нуб Сандже Йеше встретились, и царь спросил: «Какой
силой ты обладаешь?». Нуб ответил:
«Смотри, какая у меня есть сила. Она приходит через произнесение мантры». Он указал пальцем на небо, и там появился железный скорпион размером с яка. Царь
испугался и сказал: «Я не буду
причинять вред этому практикующему мантру. Иди и практикуй свое Учение». Тогда Нуб произнес: «Смотри еще на эту силу».
Из его указательного пальца вылетела молния и разнесла на кусочки скалу. Царь пришел в ужас и сказал: «Я не
трону ни тебя, ни твоих
последователей». Благодаря Нубчену Сандже Йеше последователи Дхармы,
облаченные в белые одежды, остались невредимыми во время гонений.
Нубчен Сандже Йеше написал множество трактатов, в том числе, «Доспехи
против тьмы» - обширный комментарий на «Сутру, которая собирает все устремления»; «Меч участника дебатов, отсекающий все трудности»; «Комментарий по реализации
восьмидесяти глав «Магической сети»» и «Светильник для глаза созерцания,
Тайное наставление по Великому Совершенству (Дзогпа Ченпо)». У него было много учеников, но особенно прославились
пятеро: Пагор Лончен Пхакпа, Сутон Легпа Дронме, Тенги Йонтенчок, Со
Йеше Вангчук и Кхулунг Йонтен Гьямцо.
Нубчен Сандже Йеше ушел на сто
одиннадцатом году жизни и, достигнув реализации пути Великого Совершенства, вступил в нирвану в облаке света.