Пятым Королем-Тертоном был Джамьянг Кхенце Вангпо. Кхенце Ринпоче -
сочетание Вималамитры и Трисонга Децэна, а также тринадцатое перерождение Гьялсе Лхардже. В каждом из этих перерождений он
был Тертоном. Великий Мастер Тхангтонг Гьялпо сказал в своем пророчестве:
Через семьсот лет в Докаме, в год дракона
Появится как призрачная личность
Йогин, неотличимый от меня
И наделенный пятью качествами.
Он будет сыном Га,
Держателем Осознавания [из рода] Ньо.
Его элемент - железо, и у него будут признаки воина.
Его благословит Пема Гьялпо,
Он получит имя Донга Лингпа
И будет одарен семью последовательностями
Наставлений для передачи.
Его благословит Вималамитра,
Он получит имя Осэл Трулпа Дордже.
Его благословит владыка, эманация
Манчжушри,
И он получит имя Чоки Шеньен.
Рождение Кхенце Ринпоче сопровождалось различными чудесными
знаками. Он появился на свет 15 июля 1820 года в деревне Терлунг Тинго, в Докаме. Его отцом был Трунгчен
Ринчен Вангьял из рода Ньо, а матерью
Сокза Сонамцо. О нем с малых лет заботились Владыка изначального познания (Джнянанатха) и защитница Экаджати, и у него появлялись воспоминания о своих
прежних жизнях.
Кхенце
Ринпоче стремился получить посвящение в духовный сан еще в детском возрасте. Он без труда научился чтению и письму и усваивал книги, лишь просмотрев их один раа. Когда ему было восемь лет, Кхенце Ринпоче очень тяжело заболел. Ему явились Гуру Падмасамбхава и Йеше Цогьял, даровали посвящение и благословили его в мандале
Ваджракилайи. Получив их наставления, Кхенце Ринпоче одержал победу в битве с препятствиями. В возрасте пятнадцати лет он посетил в чистом видении девятиэтажную пагоду
в Ваджрасане, там, где достиг
Просветления Будда Шакьямуни. Кхенце Ринпоче поднимался с этажа на этаж, и на предпоследнем встретился с великим
Мастером Манчжушримитрой в облике Пандиты, окруженного книгами. Кхенце Ринпоче с преданностью поклонился и
начал молиться, а Манчжушримитра взял
слева от себя книгу и показал ее. Это
был трактат на санскрите «Стихотворное изложение Запредельного совершенства мудрости». Он возложил книгу на
голову Кхенце и сказал: «Это полная передача всех диалектических Учений». Затем
Манчжушримитра взял книгу справа от себя и показал ее. Она называлась «Великое Совершенство, тантра Зеркала
сердца Ваджрасаттвы».
Манчжушримитра возложил книгу на голову Кхенце и произнес: ««Это полная [передача] слов, смысла и
благословений Колесницы Тайной мантры
нерушимой реальности в целом, и передача
трех разделов Великого Совершенства в частности». После этого Манчжушримитра дал пророчества и растворился
в свете, который исчез в теле Кхенце
Ринпоче. На некоторое время он погрузился
в неконцептуальное созерцание, а затем оказался снаружи храма. Перед дверью пылал сильный огонь, и Кхенце
Ринпоче вошел в него, не в силах
сопротивляться. Его грубое тело сгорело дотла, и он преобразился в
сияющее тело света, с мыслью: «Я - Вималамитра». В другом видении он встретился с Владыкой бессмертия (Буддой Амитаюсом)
и его духовной супругой и получил от них необычные методы достижения. В
возрасте шестнадцати лет на рассвете 6 мая 1835 года Кхенце Ринпоче отправился в чистом видении в сферу Дворец Лотосового света. Там, на величественной горной цепи,
он встретил среди удивительно белых
облаков Гуру Сарорухаваджру, которого окружало собрание дакиней. Гуру благословил его, даровал символическое посвящение и вдохновил Кхенце Ринпоче своими
предсказаниями. Затем он сказал:
Не пачкаться объектами цепляния,
Не мараться цепляющимися мыслями,
Поддерживать обнаженное
осознавание и пустоту -
Такова цель всех
Будд!
Затем Гуру и его свита растворились в Кхенце Ринпоче, который почувствовал, что сущность Гуру неразделимо слилась с его умом. Он испытал великий восторг и стал сосредоточенно молиться Гуру Падмасамбхаве.
Когда Кхенце Ринпоче было двадцать лет,
дакини изначального познания вручила ему ящик с Сокровищем. В
нем находился один из циклов Учения Великого Сострадающего и останки двадцати
одного брамина. В Дамшо Ньингдрунге он открыл Терма «Цикл методов
достижения четырех тел Гуру» (тиб. blа-та sku-bzhi'i sgrub-thabs-kyi skor) и реликвии, появившиеся из зуба Гуру Падмасамбхавы. Эти Сокровища достал для Кхенце Ринпоче и поднес ему
защитник Ньенчен Тхангла. Несмотря
на свое положение Тулку и принадлежность к аристократическому и богатому роду
Кхенце Ринпоче был полностью
свободен от высокомерия. Перенося великие лишения, он учился почти у ста пятидесяти Мастеров Центрального Тибета,
Цанга и Кхама. Он в совершенстве
овладел десятью науками, в которые входят искусство, медицина, грамматика,
логика и другие дисциплины. Кхенце
Ринпоче изучил Винайю, «Сокровищницу Абхидхармы», философию Мадхьямики и Учения Праджняпарамиты. Он
полностью получил передачи всех школ и традиций, в том числе, Учения «Тайного ядра Магической сети», тантр Калачакры,
Чакрасамвары, Хеваджры, Гухьясамаджи и другие Учения. Кхенце Ринпоче посвятил изучению различных аспектов знания тринадцать
лет своей жизни, и он мог давать
подробные объяснения по каждой философской системе. В возрасте двадцати
одного года он получил полное посвящение в
духовный сан у Ригдзина Зангпо, Наставника из Орджен Миндролинга. У Сакьяпы
Дордже Ринчена и других Мастеров Кхенце Ринпоче получил обеты порождения
Бодхичитты в соответствии с традициями
великих Учителей Нагарджуны и Асанги. Великий Тертон обнаружил множество
Сокровищ, а вместе с Мастером Чогьюром Лингпой он открыл такие Терма, как
«Четыре цикла методов достижения Гуру» (тиб. bla-sgrub
skor bzhi-ka), «Три раздела Великого Совершенства - сердечная сущность
Вайрочаны» (тиб, bai-ro'i thugs-thig
rdzogs-chen sde-gsum) и другие Учения. В 1848 году, когда Кхенце Ринпоче поклонялся в
Самье образу Гуру Сарорухаваджры (это
Сокровище обнаружил великий Тертон Ньянг Рал Ньима Озер), образ превратился в Сарорухаваджру. Он благословил Кхенце Ринпоче и дал ему указание, которое помогло
открыть Терма «Цикл Учения сердечной
сущности Сарорухи, тайное достижение среди трех циклов о методах
достижения Гуру» (тиб. blа-sgrub
skor-gsym-gyi gsang-sgrub mtsho-skyes snying-thig-gi chos-skor). В 1855
году, когда Кхенце Ринпоче выполнял ритуалы
одной из форм Белой Тары, она явилась ему в видении, произнесла свою мантру из
десяти слогов и благословила его. В 1859 году перед Кхенце Ринпоче
появился Гуру Падмасамбхава в облике
Тертона Сандже Лингпы, дал ему том Учений
и благословил его. Благодаря этому чистому видению в уме Кхенце Ринпоче появились ясные картины жизней
Тертонов, а также их Учения Терма.
Так он получил полномочия наследника этих наставлений. Дакини изначального познания вручали ему свитки желтого пергамента, которые скрыли заново Тертоны
прошлого, и Кхенце Ринпоче расшифровал их. В этот период времени Гуру
Падмасамбхава являлся ему собственной
персоной или в облике разных Тертонов и даровал свои благословения.
Кхенце Ринпоче дал средства на создание
примерно двух тысяч золотых и медных образов, представляющих
Тело Будды; опубликовал около сорока томов текстов и напечатал
или переписал около двух тысяч томов, представляющих Речь Будды.
Великий Мастер также построил более ста ступ из золота и меди,
представляющих Ум Будды, в том числе, великую ступу в Лхундруб
Тенге, Он воздвиг тринадцать храмов, в которых проводились ежедневные
церемонии и ритуалы по особым датам. У
Кхенце Ринпоче было бесчисленное множество учеников, включая всех Держателей Учений и великих Мастеров школ Ньингма, Кагью, Сакья, Гелуг, а также
последователей традиции Юнгдрунг Бон.
Свободный от восьми мирских забот, Кхенце Ринпоче помогал людям и низкого, и высокого
положения разорвать цепи надежды и
страха. Он встречался в обычной жизни, в снах и в видениях с великими Мастерами
Индии и Тибета, мирными и гневными божествами и разными дакинями.
Кхенце Ринпоче ушел на семьдесят третьем году жизни, 18 апреля 1892 года. В
этот день он даровал множество
благословений, а затем погрузился в созерцание и покинул физическое тело. После
этого его эманация на горе Утайшан
проявила одновременно собрание пяти тел. В облике нескольких Кхенце Ринпоче последний Король-Тертон продолжал
и продолжает непрестанно вершить
просветленные деяния на благо Учения и живых существ.