Перевод с тибетского: Томас Доктор.
Перевод с английского: Ксения
Петрова.
(Предварительные молитвы).
У всех нас,
наделенных умом, есть одно общее желание: мы хотим быть счастливыми и хотим
избежать боли и страданий. Мы все согласны с тем, что счастье - это то, чего мы
желаем, а боль - это то, чего мы не желаем. Однако наше понимание счастья,
представления о нем могут сильно различаться. Существуют различные взгляды на
счастье.
Неплохо было бы задуматься: что такое счастье? Где его найти?
Здесь? Там? Где-то посередине? Мы должны это выяснить. Причем выяснить очень
точно!
Нам следует изучать, размышлять и придти к большой ясности на этот
счет. У нас есть сильная склонность думать, что счастье - где-то там, что оно
заключено в вещах, которые можно увидеть, почувствовать, услышать, потрогать,
попробовать на вкус. Часто нам кажется: "Если я испытываю много приятных
переживаний, если у меня много замечательных вещей, когда я силен, влиятелен и
всеми уважаем, - это очень хорошо". Вот что кажется нам счастьем. Мы считаем,
что собрать вокруг себя хорошие, приятные вещи - это счастье. И также быть
известным, уважаемым, влиятельным.
Если также подумать, что значит
слава, то здесь, опять-таки, есть разные мнения. Один думает: "Хочу, чтобы меня
знали как хорошего, доброго, великодушного человека". Другой думает: "Слава есть
слава. Пусть я буду известен как подлый, несомненно, жестокий человек, всегда
поступающий скверно". Бывает разное восприятие того, чем желательно, а чем
нежелательно прославиться. Кто-то хочет быть известным за то, что всегда мило
выглядит. Кто-то желает прославиться за прямо противоположное. Тоже самое
касается влиятельности и богатства. Некоторые люди мечтают о богатстве, потому
что считают его необходимым для того, чтобы приносить пользу всему миру. А
другие используют его для совершенно других целей. Что касается влиятельности,
кому-то она нужна, чтобы вести других в правильном направлении, в кто-то хочет
таким образом заставить людей делать то, что ему нужно, даже если это идет
вразрез с хорошими намерениями, - тогда он будет считать себя сильным и
влиятельным.
У разных людей - разные мнения о том, что такое быть
известным, влиятельным или богатым.
Люди думают, что для счастья им
необходимо собрать какие-то вещи. Но чем больше вещей они приобретают, тем
больше у них тревог и боли. Тоже самое применимо к славе. Чем более человек
знаменит, тем более он обеспокоен возможностью потерять свою славу. Он думает:
"Вдруг обо мне начнут говорить по-другому, не так, как раньше".
Аналогично,
чем более влиятельными мы становимся, тем больше у нас страхов. Богатство тоже
от начала и до конца сопряжено с мучениями. Сначала тяжело его накопить, далее,
трудно его охранять, и, наконец, нелегко его приумножать. Тут много волнений и
много труда. Сплошные страдания: накопить, сохранить, приумножить.
Если
мы стали богатыми, знаменитыми, и люди хорошо говорят о нас, то наши деяния
имеют большое значение. Если мы используем свои преимущества во благо, то можем
многого добиться. Если используем во вред, то можем принести много страданий. Не
так ли?
Деньги необходимы. Деньги - это яд. Деньги - это лекарство. То же
самое со славой: правильно ее используем, - делаем много добра. Неправильно
используем - причиняем много вреда. Что касается власти - даже одна подпись
может обладать невероятной силой, если мы обличены властью. С ее помощью мы
можем вредить и помогать. Все зависит от нашего отношения.
Важно
хорошенько изучить, что является основанием истинного счастья. Когда мы (1)
удовлетворены (2) ценим то, что имеем (3) сорадуемся - тогда мы
счастливы.
Что нам нужно ценить? То, что есть у нас здесь и сейчас. Мы
должны ценить свою нынешнюю ситуацию и думать, что она - восхитительна. Но
обычно мы так не думаем, мы ценим то, что будет, а не то, что уже есть. Мы
думаем, что будущее должно отличаться от нашей нынешней ситуации. Вот такое
отношение нужно изменить. Если бы мы могли почувствовать, что наше настоящее,
прямо сейчас, - восхитительно, если бы мы могли по достоинству оценить нынешнюю
ситуацию, то были бы счастливы и полны радости. Есть так много вещей, которые
стоит оценить по достоинству, как, например, вот этот прекрасный цветок. Мы
можем восхищаться и наслаждаться им.
Как мы устроены? Уму нужна
удовлетворенность, но всегда что-то идет не так, такова наша главная склонность.
Что-то мешает нам радоваться тому, что есть: мы не хотим быть счастливыми, не
хотим ценить, что имеем. Если же мы ценим и наслаждаемся тем, что есть - каким
бы оно ни было - то вот оно, счастье.
Как Будда с позиции его всезнания
и мудрости описывал наш ум? Будда увидел, что ум доверчив и инфантилен: "Явления
обманчивы, и ум готов обманываться". Вот такое у нас состояние.
Чтобы
перед нами ни проявлялось, с чем бы ни сталкивались наши чувства, все становится
источником для многочисленных эмоций. Если какую-нибудь мелочь мы воспринимаем
как желаемую, она становится источником привязанности и объектом устремлений,
которые тут же нас уносят.
В другой момент мы видим что-то неприятное - и
это может вызвать сильные реакции. Мы так сильно на этом концентрируемся, что
неприятное скоро превращается в омерзительное. Из-за простой оценки явления как
неприятного наши чувства к нему превращаются в отвращение, и мы хотим от него
избавиться.
Чувственные впечатления управляют нашими решениями и творят
эмоциональные отклики. Все это имеет мало отношения к тому, что происходит в
действительности.
Если посмотреть на картину, то это - всего лишь холст
и разноцветные краски. Но у всех у нас к этой картине будет разное отношение.
Для одного она - очаровательная, для другого – такая страшная и ужасная, что
даже смотреть невозможно. Внешние проявления управляют нашим умом, удерживают
его в своей власти. Даже небольшие чувственные впечатления могут вызвать сильную
реакцию. Проявления обманчивы, и ум готов одурачиваться.
Мы можем на
примерах понять, что проявления обманчивы, а ум легко сбивается и обманывается.
Подумайте о влиянии, которое на нас оказывает картина. Несколько изменений линий
или цветов могут вызвать перемены в нашем уме.
Я говорил об этом уже
несколько раз - много лет назад, когда я приехал из Тибета в Индию и Непал,
тибетцы почти ничего не знали о кино. В Непале один тибетец пошел посмотреть
кино. В то время в Непале кинотеатры были очень простые, там стояли самые
обычные стулья. Итак, тибетец смотрел кино. На экране был положительный герой и
отрицательный. Отрицательный был действительно плох, и все время делал
что-нибудь возмутительное. Когда тибетец это увидел, то принял за чистую монету.
Он так расстроился из-за этого злодея, что схватил свой стул и запустил им в
экран! Вот какой властью над умом обладают проявления.
Предполагается,
что люди, практикующие Дхарму - не такие. Один из критериев, по которым можно
определить себя как практикующего Дхарму - не позволять всяким явлениям дурить
себя. Как нам придти к этому? Во-первых, надо понять ситуацию: явления
обманчивы. Как правило, с ними мы взаимодействуем следующим образом: они легко
нас одурачивают, а мы не рациональны и готовы им поддаться. Нам нужно уменьшить
эту свою готовность. Кто это может осуществить? Только я, я сам! Я сам должен
взять на себя ответственность за ситуацию. Не так ли?
Как мне это
сделать? Нам нравится находиться в мире с собой, нравится быть счастливыми и
полными радости, нравится, когда в мире царит спокойствие. Мы все говорим об
этом. Это наша общая цель. Глубоко в душе мы хотим, чтобы было так. Мир и
счастье - хорошие явления, мы все с этим согласны. Мы все думаем, что в этом
мире и моем сердце должны царить мир и счастье. Как нам это осуществить? Надо
быть бдительными, внимательными, памятливыми. Это позволит нам осуществить
перемены.
Мы должны приучать себя к определенным качествам ума, к таким
его проявлениям, как сострадание, яркость, интеллект. Мы должны хорошенько
ознакомиться с тем, как быть заботливыми и спокойными. Все, что способствует
этому, все позитивные обстоятельства надо холить, лелеять и развивать. Вы
согласны? Какие обстоятельства ведут нас в нужном направлении? Знать это -
важный, ключевой момент: если нам нравится испытывать мир и счастье, то что нам
не дает их испытывать? Мысль! Какой образ мысли? Негативное мышление! А
позитивные мысли - наши помощники.
Как к этому придти? Подход должен быть
практическим, конструктивным. Мы должны работать с нашей ситуацией. Мы должны
как можно больше создавать обстоятельств и ситуаций, которые помогают нам
чувствовать себя свободно и легко и помогают уму быть добрым и благожелательным.
Это постепенный, практический путь. Вот так мы учимся. Если не выучить алфавит,
то книгу написать невозможно. Сначала нужно запомнить буквы, а потом - писать.
Это постепенный процесс.
Тоже самое применимо к духовной практике. Мы
начинаем с того, что можем сделать в данной ситуации. Во-первых, сделайте все
возможное, дабы чувствовать себя свободно и непринужденно. Во-вторых, развивайте
благородные качества: доброту и благожелательность. Конечно, будучи
практикующими, мы хотим достичь глубокого воззрения, глубокого поведения и
глубоких реализаций. Естественно. Но, чтобы этого достичь, надо пройти через
постепенный процесс. Если кто-то думает: "Хочу попасть наверх, минуя ступени",
то это абсурдно!
Есть хорошая причина для продвижения по ступеням: на них
можно положиться. Они приведут к совершенному воззрению, поведению, и
реализации. И начинаем мы с проверки - можем ли мы расслабиться, отдыхая в
свободном и непринужденном состоянии. Основываясь на этом состоянии, сострадание
проявится легко, и в итоге это приведет к совершенным воззрению, поведению и
реализации. Не так ли?
Учимся ли мы в шедре или сидим в ритрите, - какой
бы ни была наша практика, мы должны всегда напоминать себе, что основа любого
духовного развития - это способность ума отдыхать, покоится мирно и
непринужденно. Если мы на это способны, если нам знакомо это состояние, то
многие великие качества ума раскроются совершенно свободно и спонтанно.
Поэтому очень важно поддерживать мирное, спокойное, непринужденное состояние
ума. Например, сострадание естественно возникнет в расслабленном уме, равно как
и острота. Сострадание и острота автоматически возникнут, если мы можем
сохранять мирный настрой во всех ситуациях. Ощущение открытости и расслабления
позволят уму стать более сообразительным и интеллектуально развитым, и мы
обретем более ясное понимание вещей.
Также мы будем приближаться к тому,
что называется "знание совершенного воззрения, приносящее освобождение и полное
просветление, свободу и совершенство". Благодаря мирному настрою ума мы будем
становиться все более и более сострадательными и проницательными. Все это может
произойти только благодаря постоянному процессу привыкания и развития этого
качества. Это основано на уме, способном пребывать в спокойствии и
непринужденности. Благодаря этому мы сможем пробудиться к глубокому воззрению.
Постоянно держите это в уме! Все зависит от того, позволяем ли мы этому
поддерживаться беспрерывно или нет. Если мы обладаем добрыми и мирными
взглядами, яркостью ума, то, через что бы мы ни проходили, все будет практикой,
все духовные качества будут проявляться, и мы будем продвигаться к свершению
независимо от того, занимаемся мы формальной практикой или нет.
Если
этих трех качеств нам не хватает, то, даже если кажется, что мы серьезно
занимаемся изучением и практикой, на глубинном уровне ничего не произойдет.
Будучи практиками, мы знаем, что это - решающе важные качества. Практикуя, мы
позволяем им проявляться и становиться все сильнее и сильнее.
Благодаря
этим качествам, мы будем счастливы и успешны в этой жизни, смерть также пройдет
гладко и принесет пользу, и в будущих жизнях мы также продолжим продвижение к
полному развитию, пока не достигнем совершенного просветления.
Нужно ясно
понимать этот процесс. Нам следует понять его и стараться его осуществлять.
Необходимо и знать путь, и применять его, иначе он не имеет смысла!
Если
мы знаем, как надо вкусно готовить, но ничего не готовим, то это - потеря нашего
умения. Если у нас талант поэта, но мы не пишем стихов, то это - потеря таланта.
Если мы знаем, как можно хорошо практиковать, но не практикуем, то это очень
большая потеря!
Нам нужно знать, КАК быть практикующим. Нам следует
знать, как практиковать. Мы можем думать, что Дхарма состоит из всех этих
философских школ и колесниц, это такие обширные и глубокие темы, и надо так
много времени на изучение, - долгие годы. Да, можно так сказать. Но нельзя
сказать, что вы не знаете, что такое Дхарма. Наша проблема заключается не в том,
что мы не знаем, что такое Дхарма, а в том, что не применяем ее на
практике!
Потому что мы только что объяснили, что такое практика Дхармы:
позволить хорошим качествам развиваться, и убеждаться, что все, что создает
помехи росту этих благородных качеств, не становится
препятствием.
Обратите внимание на собственные эмоции. Например, зависть.
Она создает много боли и страданий для вас и других. Такова ее природа. Тот, кто
завидует, сам чувствует неудобство, и с другими ему некомфортно. Зависть - это
такая волна неспособности ценить счастье и успех других. Нам они кажутся
неправильными, неприятными. Вот что такое зависть.
Вчера я встречался с
группой русских. Они спросили меня, как быть с завистью. Я им сказал: "Когда
почувствовали зависть - просто бросьте ее! Не следуйте за ней!" Некоторые из
русских интересовались: "Наверное, это не все. Есть еще какие-нибудь методы?"
Так что я сказал им, что когда возникает зависть, сорадуйтесь. Вместо того,
чтобы завидовать и ревновать, радуйтесь счастью, успеху, славе, и не будет
никаких проблем. Вот что нам нужно - нечто практическое, приносящее немедленную
пользу. Благодаря внимательности, мы можем удостоверяться, что в нас лидируют
позитивные качества.
Бывает, мы вместе работаем над чем-нибудь стоящим и
имеющим смысл, но вдруг возникает спор. Ни одна из сторон не склонна его
улаживать. Почему? Из-за гордости и высокомерия.
Нам несподручно сказать
"прости". Если бы мы просто-напросто сказали "прости", то решили бы проблему и
двинулись дальше. Так что важно уделять этому внимание и говорить "прости". Если
мы уживчивы, то легко сможем работать с людьми. Нужно прощать друг друга. Вот
почему очень важно иметь мирный ум. Если есть в мире один или два человека, с
которыми мы не ладим, то мы - не хорошие практикующие.
Что я пытаюсь всем
этим сказать: Дхарма - это простая и практическая вещь. Она заключается в том,
чтобы осознавать, что творится в собственном уме в каждый момент. Позвольте
своим позитивным качествам расти и расцветать.
Есть одна вещь, которая
может помешать нам быть свободными и непринужденными, добрыми, а нашему уму
становиться ярче и острее - это недостаток удовлетворенности. Кажется, это наша
природа - с трудом видеть хорошее в любой ситуации. Но практикующий Дхарму
должен находиться в состоянии полнейшего довольства, всегда с огромной
счастливой улыбкой, по крайней мере - в сердце!
Но слишком много не
улыбайтесь, а то морщины появятся. Я слишком много улыбался, так что у меня их
много с младенчества. Иногда я даже не понимаю, почему улыбаюсь, но вот
результат - морщинки появились, еще когда я был совсем маленьким. Когда мне было
три-четыре года, у меня было много морщин, но с тех пор их не стало
больше.
Итак, теперь мы это знаем, и это очень важно. Это и есть Дхарма.
Почему тогда ничего не происходит? Что нас удерживает? Недостаток присутствия
ума, осознанности! Мы не настолько внимательны, насколько следует. Мы
недостаточно внимательны, недостаточно памятливы, недостаточно заботливы. Вот
почему не получается практика. Если мы хотим быть уверенными, что практика
укореняется, что наш ум - спокойный, добрый, интеллектуально развитый, то надо
быть внимательными, сознательными и осторожными.
Вот этапы этого
процесса: сперва мы позволяем уму расслабиться, мирно отдыхать. Потом,
основываясь на этом, мы позволяем уму быть добрым и сострадательным. Благодаря
этому возникают истинная острота, сообразительность, яркость ума. Они тоже
проявятся.
Проходя через эти этапы, ум развивается. Его качества
трансформируются, обогащаются. Ощущение спокойствия превращается в "Великое
спокойствие", вселенское, глубокое спокойствие и полное расслабление.
Сострадание и доброта будут не просто способом мышления, но превратятся в
совершенное сострадание и доброту, затрагивающую всех, не важно, далеких или
близких. Они превращаются в неделимый взгляд, охватывающий всех одинаково.
Яркость и сообразительность ума могут превратиться в "недвойственную
пробужденность".
По мере того, как мы продвигаемся в практике, эти
качества становятся все более и более чистыми и глубокими. "Спокойствие ума",
поддерживающее тренировки и продвижение, может превратиться в блаженство и
"высшее неизменное великое блаженство". Это продвинутый уровень практики.
Проникновение в пустоту, наше понимание пустоты трансформируется в
"пустоту, наделенную всеми высшими аспектами". Яркость и светоносность ума -
центральные качества. На наивысшем этапе практики яркость и рассудочное мышление
называются "всеохватывающая пробужденность и спокойствие". Все начинается с
простого, начального уровня, а потом ум становится все более и более чистым,
сильным и богатым.
Неправильно говорить, что мы не знаем, как
практиковать Дхарму, и мы обязаны практиковать. Некоторые могут отвечать: "Ну
да, я бы хотел практиковать, но у меня нет ни времени, ни ситуации, когда я мог
бы сфокусироваться на практике". Это просто-напросто ложь, потому что время у
нас есть. Если есть присутствие ума - это превосходная ситуация для практики. А
хотим ли быть осознанными и обладать присутствием, зависит от наших
наклонностей. То, что происходит - глубоко связано с тем, что мы заинтересованы
видеть. Если у нас есть интерес к практике Дхармы и нам нравится видеть, что
практика действительно осуществляется, то так оно и будет.
Я не говорю,
что практика Дхармы - это лишь подношения, кора (круговой обход священных мест и
предметов по часовой стрелке, - прим. пер.), простирания, визуализация божеств,
повторение мантр и т.д. Я не говорю, что этим все ограничивается. Да, это весьма
мощные средства, которые мы можем использовать. Это глубочайшие методы
накопления заслуг и очищения омрачений. Это очень искусные методы. Но они не
очистят ум ото всех его изъянов. Не все качества могут в совершенстве проявится
благодаря этим методам. Когда мы говорим о практике Дхармы, то подразумеваем не
только это.
Мне не нужно вам рассказывать, вы все прекрасно это знаете.
Но, так как это очень важно, стоит повторить. Если что-то действительно важно,
оно заслуживает того, чтобы на нем сделать особое ударение. Так что когда я
неоднократно говорю об одном и том же, это полезно для слушающих, а, кроме того,
полезно мне самому. Вот почем я упоминаю это снова и снова. То, как я применяю
учения, очень мне помогает, так что, думаю, вам это тоже будет полезно. Если я
сам повторяю, то я сам себя учу, не только вас, парни. Пункты, которые я
повторяю, бьют в самое яблочко, они полезны и целебны. Пожалуйста, не скучайте.
Вы можете подумать "Он опять это повторяет. Ну ладно". Но через какое-то время
один из вас уедет, потом другой, и так все, по очереди, пока я не останусь один.
Но ничего, буду учить себя. Тогда и переводчик не понадобится.
Спасибо,
что пришли. Я опоздал сегодня. Ко мне наверх пришло много людей с важными
вопросами, так что это отняло время. С одной стороны, хочу сказать "простите", а
с другой стороны, нет. Я вас не просил приходить, и денег я не беру. Да и в
любом случае, вы знаете, что я часто опаздываю. Я из тех парней, которые всегда
опаздывают.
На следующей неделе, думаю, не будет лекции, потому что мне
надо съездить в Таиланд проверить как там дело со статуями Будды, которые я
возвожу. Если на следующей неделе вы придете, не обнаружите меня и расстроитесь,
то это ничего. Но если вы разозлитесь, то это нехорошо. Вот почему я
предупреждаю - чтобы вы не приходили, не расстраивались и не
злились.
(Посвящение заслуг)
Отдельное спасибо студентам шедры.
Кто-то из вас наслаждается учебой, а для кого-то это не так просто. Все вы
прикладываете много усилий. Вы уважаете Дхарму, потому что она логична,
целительна, полезна. Это чистый нектар, средство от всех наших страданий, боли,
негативных эмоций. Поэтому вам следует считать себя чрезвычайно везучими! Вы
также очень умны. Можно быть по-разному умными, вы по-умному умны. Так что
цените себя, будьте счастливы.
Я также знаю, что вы любите меня и
прислушиваетесь к моему мнению. Я всегда говорю, что учиться - хорошо. Когда я
спрашиваю, как вам учиться в шедре, некоторые говорят: "Вам это нравится,
поэтому я и учусь, чтобы вас порадовать". Это прекрасно. Хорошо, что вы учитесь,
и не важно, что вас заставляет это делать.
У нас хорошие кенпо и хорошие
переводчики, нет необходимости об этом говорить. Скоро мы начнем новую
программу, Томас вам о ней расскажет. У нас есть хороший кенпо, хороший текст,
но очень плохой переводчик. Шучу, она замечательная, делает огромные успехи. Она
умна и разбирается в терминах Дхармы. У меня такое чувство, что нам всем очень
повезло.
Если у вас есть время, пожалуйста, присоединяйтесь к этому
классу. Он посвящен Прибежищу и зарождению Бодхичитты, текст Патрула Ринпоче,
комментарий к практике Прибежища и Бодхичитты. Е.С. Далай-лама очень
одобрительно отзывался об этом тексте. Он сказал, что практикующим буддистам
очень важно изучить его. Курс начнется в понедельник, 28 февраля, и продлиться
до пятницы, 4 марта, с 6 до 7.30 вечера, в нашем монастыре, в левом крыле, в
классе наверху.
Принято говорить, что "Прибежище - это корень
освобождения, а развитие просветленного настроя, Бодхичитты, - это корень
всеведения".
Они чрезвычайно важны. Освобождение от чего? От кармы,
мешающих эмоций и всего мира иллюзий, от тюрьмы заблуждения. Сейчас мы на это не
способны, поэтому нам нужно положиться на чью-либо поддержку: Необходимо
Прибежище, необходима помощь, нечто такое, что может показать нам путь из тюрьмы
заблуждения. Это Будда, Дхарма и Сангха, три драгоценности. Имея доступ к этим
трем источникам, мы можем упрочиться в окончательном, полном освобождении.
Бодхичитта - это корень всеведения, его фундамент. Мудрость всезнания
проявляется из чистого сострадания. Оно называется чистым, потому что оно
всеобъемлюще и абсолютно беспристрастно. Как это? Благодаря устремлению ума к
просветлению, благодаря решительным сострадательным намерениям.
Прибежище - основа для освобождения, бодхичитта - основа всезнающей
просветленности. Это глубочайшие, очень важные темы.
Автор - Патрул
Ринпоче. Он был удивительным мастером. Текст очень ценный, а кенпо и переводчик
- просто отличные. Если у вас есть желание пойти туда, то ситуация - просто
лучше некуда.
Если есть хороший повар, который отлично готовит, то
только от вас зависит, пойти к нему поесть или нет. Я не могу вас заставить, -
это бесполезно.
Некоторые люди предпочитают итальянской кухне цампу или даль
бхат (dal bhat). Ладно, что тут поделать? Ничего не поделаешь. Это просто
пример. Если собаке дать фрукты, она будет недовольна, особенно тибетская
собака. Тибетцы редко едят фрукты, и их собаки тоже к ним непривычны, так что на
фрукты они рычат. Но если дать им большой кусок чего-нибудь посущественнее, они
его быстро проглотят.
Около 30 лет назад Калу Ринпоче был в Европе и
США. У него было много последователей, которые всюду его возили. Когда он
приехал в Нью-Йорк, ученики повели его в хороший ресторан. Они сказали ему, что
это один из лучших ресторанов в мире. Там есть все, чего ни пожелаешь. "Что вы
хотите, Ринпоче?", - спросили ученики. Калу Ринпоче ответил: "Давайте момо!"
Оказалось, что в ресторане не подают момо. Тогда Калу Ринпоче сказал: "Ладно,
давайте тукпа!" Но и этого там не оказалось. Тогда Калу Ринпоче спросил: "Ну и
что это за ресторан?!"
Не знаю, что он в итоге ел. Надеюсь, что не вай вай
(Wai Wai), скорее всего, итальянскую лапшу, которую скопировали с китайской. И
надеюсь, что не чоп-суи (Chop-sui). Так на китайском называются разогретые
заново остатки. Вот что такое чоп-суи.
Хорошо знать значение слов, как,
например, "завтрак", "обед" и "ужин". Это довольно-таки важно. Иногда я
спрашиваю учителей, а они не знают, что значит "обед". Могут знать разве что
"завтрак". У меня есть своя интерпретация слова breakfast (завтрак) - "breaking
the bread fast" ("быстро преломить хлеб"), потому что многие из нас по утрам
спешат, когда завтракают, - бегом в ванную, бегом одеваться, бегом - на работу.
Я не только учу, я еще, кажется, всех развлекаю. Со спины я выгляжу как
ребенок, спереди - как старик. Иногда он серьезен, иногда шутит. Английский у
него плохой. Очень странный. Вот почему я всех так веселю. В следующий раз я с
вас возьму много денег за вход, тогда будет удивительно, что кто-то пришел.
Спасибо. Вот она записывает. Можешь все записать. Тогда я прославлюсь.
Помните: мы говорили о разных видах славы. Быть сумасшедшим - это один из
способов прославиться, но есть и другие.
|